Публикации

 

 

Когда нужен
налоговый адвокат?
Фирмы – «Однодневки»

(обзор практики арбитражного

суда Нижегородской области)

 

Арест наперегонки

Возврат суммы налога

Жалоба на действия судьи

За нарушение авторских прав

придется ответить

 

Защита от авторских прав

Недоверие эксперту

Повторная экспертиза

Ремонт или реконструкция

Судебный штраф

 

Возврат излишне уплаченного налога

В соответствии со статьей 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. При этом обязанность сообщения налогоплательщику о факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога возлагается на налоговый орган.

Так предписывает закон, а на практике так не всегда.

Ситуация

У налогоплательщика в первом и втором квартале 2005г. образовалась переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 969 231 руб. в связи с чем он обратился с заявлением в налоговый орган о возврате указанной суммы налога. Решением начальника МРИ ФНС России №8 по Нижегородской области в осуществлении возврата излишне уплаченного налога было отказано.

Тогда налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России № 8 по Нижегородской области, выразившегося в невозврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 969 231руб. и об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог в указанной сумме.

Позиция налогового органа

Обязанность каждого налогоплательщика по уплате законно установленных налогов и сборов определена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 3 статьи указанной статьи обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе  уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

За налогоплательщиком по лицевому счету по состоянию на 01.02.2005г. числилась задолженность по налогу на добавленную стоимость (НДС) в размере 700 652 руб.

Указанная задолженность налогоплательщиком уплачена не была.

Недоимка по НДС за 2 – 4 кварталы 2004г. была включена в Постановление о взыскании недоимки за счет имущества, которое налогоплательщиком в этой части не оспорено.

В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням и штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.

Таким образом, указанная сумма НДС является правомерной ко взысканию.

Доводы налогоплательщика о перечислении денежных средств  в уплату недоимки по налогу на добавленную стоимость за июнь 2005г. налоговый орган считает не основанными на нормах законодательства, так как в платежном поручении налогоплательщиком самостоятельно указано назначение (направление) платежа: «Оплата НДС 2005 акт налог». Таким образом, сумма переплаты по НДС погасила недоимку по тому же налогу по акту налоговой проверки.

«Из системного анализа статьи 855 ГК РФ (гражданское законодательство к налоговым правоотношениям не применяется – Прим. И.Г.) следует, что сумма излишне уплаченного налога гасит в первую очередь ту недоимку, которая возникла ранее иных сумм недоимок, то есть в порядке календарной очередности». Следовательно, имеющаяся по НДС переплата за первый, второй, третий        и четвертый кварталы 2005г. погасила в первую очередь доначисление НДС по камеральной налоговой проверке за второй квартал, недоимку за третий и четвертый кварталы 2004 года.

Таким образом, инспекция считает, что основания для возврата переплаты за 2005 год в размере, указанном истцом в своем заявлении, отсутствуют».

В соответствии с пунктом 6 ст.78 НК РФ Инспекцией был произведен зачет имеющейся переплаты по НДС в счет погашения недоимки по пеням по НДС (решение о зачете № 555 от 08.02.2008г.). После проведения зачета переплата по налогу отсутствовала, в связи с чем Инспекцией было вынесено решение об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного налога от 08.02.2008г.

Позиция налогоплательщика

Сам факт наличия переплаты у налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость налоговым органом не оспаривается.

Доводы налогового органа о направлении суммы излишне уплаченного НДС в счет погашения задолженности по указанному налогу в связи с доначислением его по акту выездной налоговой проверки не основаны на нормах действующего законодательства.

Порядок заполнения расчетных документов на перечисление налогов (сборов) и других платежей в бюджетную систему РФ регулируется Приказом Минфина России от 24.11.04 г. N 106н "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ".

В соответствии с пунктами 3-9 "Правил указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов в бюджетную систему РФ" в платежном поручении налогоплательщика в поле 106 указан показатель основания платежа «ТП» - платеж текущего года, в поле 107 указан показатель налогового периода «МС.06.2005».

В соответствии с п. 10 "Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов в бюджетную систему РФ" в поле "Назначение платежа" (24) расчетного документа допускается указание иной дополнительной информации, необходимой для идентификации платежа.

Из содержания платежного поручения следует, что в поле "Назначение платежа" налогоплательщиком указано "налог на добавленную стоимость 2005г. Акт налог".

Указание в поле «Назначение платежа» (24) дополнительной информации «2005» соответствует показателю налогового периода, указанному в поле 107 платежного поручения. Однако, дополнительная информация «Акт налог» (поле 24) не соответствует показателю основания платежа - «текущий платеж» и показателю налогового периода – «июнь 2005г.».

Согласно "Рекомендациям по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденным Приказом ФНС РФ N ШС-3-10/201@ от 12.05.05 г., денежные средства, зачисляемые в доходы бюджетов по расчетным документам, оформленным налогоплательщиком с нарушением Правил, утвержденных Приказом Минфина России N 106н от 24.11.04 г., считаются поступившими не по принадлежности.

В соответствии с п. 5 "Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" в целях правильного отражения в карточке "РСБ" информации о поступивших платежах из расчетных документов, требующих уточнения отдельных реквизитов, налоговый орган через Отдел финансового и общего обеспечения направляет плательщику уведомление о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа по форме, приведенной в приложении N 7 к указанным рекомендациям.

Таким образом, налоговый орган, при невозможности идентифицировать спорный платеж как уплату за июнь 2005г., в силу изложенных предписаний Приказа ФНС РФ, был обязан уведомить налогоплательщика о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа. В рассматриваемом случае подобное уведомление налогоплательщику не направлялось, что объективно свидетельствует об отсутствии у налогового органа сомнений относительно назначения спорного платежа. Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2007г. №267-О.

При таких обстоятельствах, у налогового органа не имеется оснований считать сумму  излишне уплаченного НДС как уплаченную в погашение недоимки по НДС по акту выездной налоговой проверки.

Решение Арбитражного суда Нижегородской области

Признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России №8 по Нижегородской области, выразившееся в невозврате налогоплательщику излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 969 231 руб.

Обязать Межрайонную ИФНС России №8 по Нижегородской области вернуть налогоплательщику налог на добавленную стоимость в указанной выше сумме.

Комментарий адвоката

Анализ материалов дела позволил сделать следующие выводы.

1.Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Однако зачет налоговым органом должен быть проведен в строгом соответствии со статьей 78 НК РФ (наличие решения о зачете обязательно). В противном случае он таковым не является, а сумма излишне уплаченного налога считается переплатой.

В нашем случае решение о зачете налога налоговым органом не принималось в связи с чем суд обязал Межрайонную ИФНС России №8 по Нижегородской области вернуть налогоплательщику налог на добавленную стоимость при наличии недоимки по указанному налогу.

2.Самостоятельно произведенный налоговым органом (без заявления налогоплательщика) зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки является одним из случаев принудительного прекращения (взыскания) задолженности (недоимки). Следовательно, при проведении такого зачета налоговым органом должны соблюдаться пресекательные сроки на принудительное взыскание налогов и процедура, установленная НК РФ. В случае пропуска срока вынесения решения о взыскании налога, налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем зачета с этой целью излишне уплаченного налога.

Несмотря на тот факт, что решение о зачете переплаты по налогу на добавленную стоимость в счет погашение недоимки по пеням по тому же налогу налоговым органом было принято, суд признал данный зачет незаконным. При этом суд указал, что поскольку пени, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, носят компенсационный характер и являются производной от основного обязательства, срок на взыскание пеней истекает одновременно с истечением срока для взыскания недоимки по налогу.

3.Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Таким образом, срок, предоставленный действующим законодательством налогоплательщику для возврата излишне уплаченного налога, значительно превышает срок, отведенный налоговому органу для осуществления процедуры принудительного взыскания. Данное обстоятельство позволяет налогоплательщику обращаться с заявлением о возврате излишне уплаченного налога за рамками срока для самостоятельного проведения налоговым органом зачета, и если налоговый орган такой зачет своевременно не произвел, он его уже и не произведет, и возврат налогоплательщику переплаты по налогу может быть осуществлен и при наличии недоимки.

Так что, уважаемые налогоплательщики, рекомендую Вам использовать предоставленное законом право на возврат излишне уплаченных сумм налогов. Налоговый адвокат  Нижегородской коллегии адвокатов № 3